Кривая Форма голоса

Большой, высокооцененный полнометражный фильм от Kyoto Animation вышел на торрентах Blu-ray. Что могло пойти не так?

Форма голоса (Eiga Koe no Katachi) больше двух часов повествует о детских переживаниях на фоне непохожести, эгоизма, непонимания. Маленькая глухая девочка Нисимия Сёко с надеждой входит в новый класс начальной школы. Основной помехой в ее социализации станет главный герой Исида Сёя.

Основой для Формы голоса послужила манга Оймы Ёситоки, новичка, у которого есть только очень-очень странная Mardock Scramble за спиной. Не знаю, почему за экранизацию взялась сама Kyoto Animation, подарив хороший бюджет, фирменную графику и масштабный пиар.

Режиссером выступила Наоко Ямада. В ее арсенале лишь K-On! и Tamako Market. И тут становится понятно, почему хорошей драмы не получилось. Возможно, доверили не тому человеку.

Форма голоса получила высоченные баллы на всех ресурсах. Но есть и альтернативные восхищенным мнения, и сейчас вы услышите одно из них. Я вскользь буду касаться сюжета, рассчитывая, что полнометражку вы уже успели посмотреть.

Увидев логотип KyoAni, вы точно можете представить, какой внешний вид вам предложат. Денег они не жалеют, анимация хорошая, от персонажей глаз не оторвать — каждый кадр, словно арт, выглянцеванный до блеска на разноцветных волосах.

Но что-то с этим стилем определенно не так. Несколько лет смотреть на одни и те же лекала; они добились своего — это уже надоело. Да там кажется, что раскадровки у анимаций одинаковые! Выхолощенная графика смотрится хорошо и выразительно передает эмоции. Но не способствует любви к картине.

Подруга главного героя, черноволосая Наока Уэно — это какое-то издевательство в плане дизайна. Знаете, в дешевых ролевых играх для NPC используют одинаковые модельки? Сколько они будут использовать одну и ту же модельку Мио из Кэйона, минимально меняя черты лица? Аяка Синдо из «За гранью», Рэйна Косака из «Эуфониума», эта Наока — пожалуйста, хватит работать под копирку!

 

00:00 — 00:22

Что ж, первые 20 минут проходят до таймскипа, в начальной школе. Я все понимаю, это дети, они жестокие. У меня проблемы с этим отрезком истории. Вроде бы детские переживания и особенности 8-летней психологии воспринимаются достаточно гладко в других аниме. Здесь у авторов получилось разозлить и оставить в недоумении.

Главный герой — просто истеричка и мудак. Без скидок на возраст. В его класс приходит девочка с проблемами со слухом. Настоящая няша, хоть и с неподходящим розоволосым дизайном. Или это такой рыжевато-русый?

Он же натурально издевается над одноклассницей, портит ее вещи, подставляет друзей, кидает маму на деньги. Не случайно, а раз за разом выкидывая в окно слуховой аппарат Сёко. Это уже не детская жестокость, а моральная неполноценность. Особенно в случае с мамой.

Иногда нам показывают и вовсе тупое поведение вроде драки с девочкой, которая, понятное дело, стирала с его парты обиды. И он даже не видит, в чем проблема! Когда от него отворачиваются друзья, он такой: «А что не так-то?»

Довольно часто показывают один и тот же кадр. Сёя, видя что-то хорошее (доброту мамы сквозь свое безразличие, дружелюбие Сёко сквозь свою грубость), широко открывает глаза и словно проникается моментом. Но это просто кадр. Сразу же следует пример поведения еще худшего, подтверждение, что ничего хорошего извлечено не было.

Так зачем использовать этот стилистический прием? Авторы этим показали еще и непробиваемую черствость главгероя. Девочка просит прощение в слезах после того, как ты ее обидел? Посмотри на нее, будто что-то поняв, а потом брось ей грязи в глаза вместе с оскорблениями!

Зачем нам этот главный герой?

Еще одна ремарка. Меня очень напугал момент, когда мама мальчика встретилась с мамой бедной девочки, чтобы отдать деньги за испорченные вещи. Она подошла к сыну и с улыбкой добрым-добрым голосом позвала домой. При этом ее ухо было в крови, и брызги крови попали на кофту.

Атмосфера во время этой сцены и после была очень напряженная. Они специально хотели сделать чуть ли не триллерную обстановку? И вообще, что это было?

 

00:22 — 00:35

Вы скажите, такой герой, чтобы показать его исправление? Так оно произошло вопреки показанному, просто по щелчку пальцев сценариста!

Начинается новый основной виток сюжета. Исида повзрослел. И хотел сброситься с моста… Справедливо, наверное.

Нас решают не вводить в курс дела, а погрузить в мысли героя, в моральные терзания. Повествование становится еще более тяжелым и меланхоличным. И тут появляются эти кресты…

Стилистический прием, который показался кому-то довольно удачным после 30-ти часов бессонницы, 10 чашек кофе в 4 часа утра. Дергающиеся в агонии кресты на лицах людей, которые будут преследовать растерянного зрителя до самого конца.

Это олицетворение отгороженности Исиды от жестокого социума. Он как бы вычеркивает из своего бытия всех окружающих. Формально общается, но не пускает их. Те единицы, которых он вынужден принять как часть своей жизни, крестом обделены.

Юноша сам себя морально убивает, живет под давлением. Нам наглядно демонстрируют его мысли. Спокойный, раздавленный, один.

 

00:35 — 00:52

Настроение у Формы голоса снова меняется. Главный герой заступился за толстенького пацана, у которого хотели отжать велик. Тот потерял свой крест, когда отблагодарил добром. В общем, дружба, выраженная нарезкой походов в кино, кафе, поездок на велосипедах, разговоров.

Ну все, жизнь удалась, депрессии нет причины. Хэппи-энд? На самом деле, резко светает. Происходит становление дружбы с забавными и милыми моментами.

Нужно ведь найти предлог встретиться с Нисимией в ее классе! Они вместе кормят карпов на мосту под сакурой. Новый герой, фотограф, оказывается героиней. Бывает. Ее зовут Юдзуру, сестра Нисимии, странная, иногда сбегает из дома.

Я, кажется, понял, к чему ведут здешние семейные проблемы. Противопоставляется сплоченная семья главного героя, готовая принять и накормить чужого ребенка, и мама главной героини, ударившая подростка, который позаботился о ее дочери.

 

00:52 — 01:08

Вторую половину фильма я смотрел уже на следующий день — не выдержал столько меланхоличной депрессии. Настроение было лучше. Исида начал что-то делать, не касающееся самоубийства. Искать старых друзей и переписываться со своей новой лучшей подругой.

Это был неплохой прием, когда он решил подружить Нисимию с черноволосой хулиганкой из детства Уэно и мысленно представил ответ Уэно на свою идею. Я тоже так иногда делаю, представляю, что бы мне отвечали люди на основе вырисовавшихся у меня в голове образов.

Уэно оказалась той еще дурой. Даже хорошо, что есть кто-то по-хорошему плохой в этом мире внезапных исправлений. Работа в кошкоклубе «Мяу-мяу» может положительно на ней сказаться.

Знаете, какие конфликты в отношениях самые неприятные и скучные? На основе недопонимания ситуации. Естественно, сюда влепили именно такой. Сцена с признанием довольно хорошая. Девочка плохо говорит, но постаралась, чтобы произнести эти слова. Очень хорошо показано. А он сделал вид, что услышал «Луна».

 

01:08 — 01:18

Бац! И у тихони-одиночки уже компания друзей, которая держится на нем. Незнакомые знакомятся благодаря ему. Целых семь человек отправляются в парк аттракционов вместе.

Недоразумение с признанием пока оставили поводом для неловких размышлений. Крестики на лицах все же обозначают, что герой намеренно желает отгородиться от этих людей. С Уэно крестик то спадает, то появляется. Она устроила как бы случайную встречу с «лучшим другом из детства Симадой». Тот так же холоден — получай крестик.

Видите, я теперь говорю крестик, а не крест. Форма голоса исправляется, всюду доброта, семейная и дружеская.

 

01:18 — 01:25

Прошлое вернулось. Нелепым образом — кто-то что-то рассказал, одна из подруг обиделась и упрекнула Исиду перед всем классом из-за его былой натуры, он себя ненавидит, компания собирается на мосту, чтобы с выпученными глазами выяснять, кто больше виноват. Какой-то суд и расстройства из-за НИЧЕГО.

Вот на этой сцене полнометражка от Kyoto Animation показала, что скатывается до уровня AnoHana, с перебранками, на которые искренне неприятно смотреть. А режиссер смакует их. Вот оно, ядро — самокопания с обвинениями с притянутыми к этому поводами.

Не облегчающая депрессию дружба, не прекрасно показанные эмоции Нисимии, не семейный уют в доме героя. Это все отходит на второй план. Выдвигается на передний это самое ядро, сквозь тухлое.

 

01:25 — 01:35

Будь это сериал на 4-8 часов, то ладно, но они совсем не знают меры — после одной депрессивной сцены показывают похороны бабушки. Еще один признак того, что у режиссера нет представления, как рассказывать историю, чтобы зритель нормально ее воспринимал.

Ну что, настало время грустить на тему дружбы ради долга, а не по желанию. «Пока ты рядом со мной, то не будешь счастлив».

Когда не знаешь, что делать, и подавляешь расстройство — веди себя гипертрофировано позитивно. Похоже, автор сценария собрал все шаблоны поведения из тематической манги, которую смог прочесть.

 

01:35 — 01:45

Знаете, что не хватает 18-летней девушке, у которой за последний год появились друзья, поправились отношения с мамой и появился любимый человек? Ну, наверное, найти работу или поступить в университет? Нет, помните, что мы говорим об аниме Форма голоса. Ей не хватает сигануть с балкона и покончить жизнь самоубийством.

Это все. Хуже хода быть не могло. Я смеялся на самом драматичном месте, настолько это было нелепо. Понятно, что она боится кого-то обременять, может даже напугана изменениями в жизни, но нет, это неадекватное поведение, продиктованное исключительно сценарием, жадным до драмы.

Он же диктует приход Исиды в момент прыжка, падение его вместо спасенной подруги, больница… Неплохо был поставлен момент с мыслями героя во время старания изо всех сил вытянуть болтающуюся над землей Сёко. Думал о всякой чепухе, о будущем, о маме.

Смотреть дальше невозможно — сплошные поклоны, извинения, унижения и драки. Да, девчонки раздают друг другу пощечины, плачут и… Нет, пожалуй, промотаю.

 

01:45 — 01:55

Нисимия «хочет починить то, что разрушила». Для этого она идет ко всей разрозненной со ссоры на мосту компании и собирает их вместе к пробуждению Исиды. Ее растрепанный, серьезный внешний вид кричит о том, что она повзрослела. Рисовать ее точно стали лет на пятнадцать старше.

Сны не дают покоя виновнице ситуации, буквы на белом фоне кажутся хорошей идеей авторам. Ночью на все том же мосту Суймон она плачет над проплывающим карпом. «Если бы карп вышел из воды и подбодрил ее, стало бы интереснее», — подумал я.

Простая задача — сделать чувственное воссоединение главных героев после душевной травмы. Садитесь — два за такое решение. Просто подумайте, насколько это фальшиво: Исида просыпается после болезни, паникует, срывает с себя все капельницы, трубочки и датчики, бежит к мосту (больница была пуста, серьезно), там внезапно находит Нисимию, и давай извиняться.

Сцена была выстроена именно так, я не выдумываю!

Я тут подумал, это, наверное, верх садизма, говорить девочке, которая хотела умереть, чтобы не доставлять никому проблем, и плачет из благодарности за спасение: «Извини за все».

 

01:55 — 02:10

На этом можно расходиться, поскольку начали показывать, как все налаживается. Муж сестры вернулся, обе мамы подружились, Уэно все это время беспокоилась, друзья сделали 1000 журавликов, фестиваль в школе начался, у Исиды случился припадок от того, что на него обратило внимание слишком много одноклассников — все как надо. Не вытекает из предыдущих событий, но берется по щелчку пальцев сценариста.

Бывший хулиган, прошедший через моральный ад, посмотрел на окружающих, не отводя глаз. Кресты, загораживающие лица, пали оземь. За ними были улыбки, грубость, разные интересы и мнения. За ними оказалась новая жизнь.

 

Печальные как крестики на лицах выводы

«Форма голоса» — название-фальшивка. Ничего не было про нахождение общего языка между хулиганом и глухой девочкой! Она НЕ изменила главного героя, его изменили жизненные трагедии, которые ее сопровождали. Все шло по течению. Два несостоявшихся самоубийства и бзики сценариста что-то поворачивали.

Ужасная сценарная работа или адаптация сценария, если в первоисточнике было лучше. С хорошей графикой и проблесками в постановке, но в целом Форма голоса — большое разочарование.

Это одно из тех аниме, которые построены, чтобы как можно чаще принудительно заставлять вас грустить и плакать. Как Невиданный цветок или Твоя апрельская ложь. История о неспешных попытках восстановить разломанную жизнь и отыскать нечто дорогое. Клишировано, неприятно, депрессивно. Не рекомендую смотреть.

У меня остались важные вопросы. Почему Исида живет на чердаке? Что символизирует постоянно выделяющийся ярлычок на футболке за спиной? Как вообще можно быть несчастным с такой мамой? Эпизод с сожжением миллиона йен был хорошим.

Читайте также...

1
Оставить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Войти с помощью: 
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Template Anime Critic Авторы недавних комментариев
новые старые