Жозе, хорошая драма и плохая

«Жозе, тигр и рыба» — одна из тех историй про умирающего или болеющего человека, находящего у кого-то понимание. Полнометражный фильм студии Bones 2020 года. Обычная романтическая история о сложных жизненных обстоятельствах. Исполнена в очень красивом графическом стиле.

Главный герой Цунэо практически пример для подражания в глазах общества. Он студент, погруженный в науку. Успешные научные работы привели его к выполнению одной из целей. Мексиканский университет собирается взять перспективного исследователя к себе по обмену. Для этого можно даже выучить испанский.

Может, Цунэо не проявляет сильных эмоций, но он серьезно относится к любому занятию. Половину времени уделяет подработке дайвером, где находит нескольких друзей. На будущий переезд денег все равно не хватает. Вторая подработка сама находит своего героя.

На ночной улице студент встречает девочку на инвалидной коляске. Она ведет себя грубо и капризно. Опекает ее только бабушка, не позволяющая выходить за пределы дома. Чтобы немного разбавить обстановку и отдохнуть, небедная старушка нанимает молодого человека присматривать за внучкой несколько часов в день.

Не имея других возможностей, Жозе много читает и рисует. Свое имя она взяла из романа Франсуазы Саган. Больше всего в произведениях ей нравится тема океана. Бабушка постоянно предостерегает об опасностях за порогом: люди грубы, неудобства от прохожих на коляске их только раздражают.

Я тот самый человек, который ненавидит «Форму голоса». Всеми обожаемый шедевр мне кажется манипулятивным, неловким и неумело сделанным. Здесь тоже девочка с инвалидностью, и вроде бы фильм играет на том же поле. Режиссер без лишней претенциозности сосредоточенно раскрывает тему. Но не тему инвалидности. Расскажу со спойлерами.

Над фильмом работала женская команда. Режиссер засветилась в «Стальном алхимике» и «Бездомном боге». Сценаристка адаптировала короткую историю Сэйко Танабэ 1984 года. Видно качество исполнения, а также возраст первоисточника. Антагонистов нет, события смотрят в будущее, порой навевая тоску от проходящего времени молодости.

Если характер парня понятен и по ходу не сильно меняется, Жозе очень объемная. Хотя значительное допущение, что она была совершенно статична в своем развитии до момента знакомства с Цунэо.

Сначала она представляется именем, выбранным из романа. Логично, что ей хочется быть кем-то другим, спрятать под чужим именем настоящую себя. Сидя дома, она совершенно не выглядит на свои 24 года. К концу фильма уже становится старше во всех смыслах. Такие визуальные и невербальные сторибиты встречаются повсеместно.

Один плавает в океане, вторая его рисует. Притянутое совпадение, которое позволяет им наладить связь. Эмоции девочки, когда она первый раз едет посмотреть на океан, очень хорошо читаются. Я вообще считаю, что передача эмоций — главная цель любого искусства, и радуюсь, когда передо мной произведение, достигающее в этом успеха.

Первая Жозе, что мы встречаем, совсем не одуванчик, добродушно тянущийся к людям, а хамка, с которой даже время проводить не интересно. Немного посмотрев с ее стороны на мир во время первой прогулки, наполненный страхом и предубеждениями, такое поведение становится понятным. А прорыв к океану выглядит вообще, как подвиг.

Для нее выход в общество, как для нас в космос. По рассказам, там страшно; а у нее ни знаний, ни сил, ни даже полноценного тела. Даже смерть родителей и инвалидность не делают ее слабой. А страх неизвестности и привязанность с собственному миру в маленькой комнате, созданному творчеством и привычками, — делает. Хорошо, что стремления сильнее всего этого.

Танец в лучах заката на мелководье двух людей, которые не знают и недолюбливают друг друга, но наслаждаются моментом, создает мощное впечатление и задел на весь фильм. Не сам по себе, а потому что подкреплен сильным, лаконичным бэкграундом.

Хорошо, что некоторые психологические моменты не проговариваются. Когда дело касается самых дорогих для Жозе вещей, ей лучше отказаться от изменений, чем бороться с дискомфортом.

Когда говорят, что хорошо бы ей стать художницей и опубликовать рисунки, она прям кричит свой отказ. Когда Цунэо знакомит с друзьями, с которыми общается ближе, чем с ней, она просит бабушку отказаться от услуг сопровождающего. Так капризы выставлены вовсе не раздражающими, а понятными реакциями.

Вскоре ванильный период удивления и восхищения всем новым проходит. Когда Жозе немного привыкает к внешнему миру, начинается серьезная часть фильма, где девочка остается одна. Где нельзя спрятаться, где увлечение не приносит денег, становясь пропадающей мечтой. Где парень, что ее навещал, не настолько близок, чтобы прийти на помощь.

Цунэо собирается уезжать через пару месяцев в Мексику. Девочка-инвалид для него по большей части не фактор. Он учится и работает столько, что впору волноваться за психологическое состояние.

В отличие от многих других аниме, то, что здесь герои не плачут и не истерят, нагнетает тревогу. Намного более сильную, будь поведение обратным. К середине фильм все же срывается.

Из-за Жозе происходит автомобильная авария, в которой сильно достается ее неудавшемуся спасителю. Теперь, какая ирония, Цунэо может потерять возможность ходить. В университете быстро нашли замену для поездки.

Драматическая случайность искусственно заводит сюжет на мрачную стезю. Показано все равно на хорошем уровне. Кажется, что все так плохо, что уже нечему будет улыбнуться. Ни для кого из них.

Одной из дайверов с бывшей работы была девушка Май, влюбленная в главного героя. Она и раньше просила девочку в коляске «отпустить его». Сейчас скандалистка ворвалась в деревянный дом с криком: «Я здесь альфа-самка». Там было что-то другое, но до этого фильм научил меня зреть в корень. Видите, в чем проблема? Раньше без слов было красиво, понятно и глубоко. С такими словами — неприятно и поверхностно.

К счастью, это последний сход фильма с твердой почвы. Сход обусловлен, видимо, желанием зайти на поле понятного всей аудитории прямолинейного конфликта. Ниже уровня, когда за героев становится стыдно, сценарий все равно не падает. Следует этап взаимной поддержки. Начинают ролять хрупкие, но все же выстроенные до этого взаимоотношения.

Помните, как Жозе не могла выразить простые чувства, сдавалась, пряталась? Она попыталась еще раз в порыве ответной заботы. Оказалось, что чувства блестяще можно выразить через искусство. Ничего не разжевывая, искусство, наполненное воспоминаниями и стремлениями, может говорить, мотивировать, успокаивать.

В завершении фильм раскрывает свою настоящую тему о поддержке друг друга и преодолении сложных жизненных кризисов на пути к счастью. Это удается хорошо. Будь события более приближены к реальности, кончилось бы все гораздо хуже.

В «Жозе, тигре и рыбе» непустые разговоры с иносказаниями и минимумом слов. Есть красивые кадры; камера играет с ракурсами; используется качественное 3D. Событий мало; если иной зритель не попадет в меланхоличный темп повествования, рискует потерять интерес.

Для меня данная полнометражка не станет чем-то особенным. Она съезжает с верно взятого курса, оканчивается слишком максималистично, персонажи не очаровывают. Но я рад, что посмотрел что-то современное лучше «Формы голоса» и последних «синкаев». И рад, что почувствовал «вкус океана».

Читайте также...

Войти с помощью: 
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments