«Твое имя» спустя год после бума можно посмотреть в нормальном качестве!

В прошлом году с триумфом покорило кинотеатры аниме «Твое имя» от прекрасного режиссера Макото Синкая, до этого находившегося в сердцах узкого круга ценителей. Самая красивая, кассовая и высокооцененная полнометражка в истории аниме после работ Миядзаки.

Успех вылился в 350 миллионов долларов в прокате. Большего достигал только «Мой сосед Тоторо». Слухи о новом шедевре из Японии распространялись сарафанным радио. И вот уже Синкая называют новой надеждой и самой сияющей звездой японской мультипликации.

Больше года не выходили Blu-ray. Хотели побольше прокатать. Тем не менее все, кто хотел, посмотрели в доступном плохом качестве. Даже дубляж подоспел, русский и украинский. Честно, не понимаю таких людей.

Естественно, я дождался выхода на дисках, который произошел в конце июля 2017 года. Вот только-только. За первую неделю продалось 638 394 копии! Безумно много. Настало время оценить сей шедевр.

Я уже лет 10 как фанат Макото Синкая. Меня не интересует его внезапная слава, чудесные картины выходили без больших бюджетов. «Пять сантиметров в секунду» — одно из первых в моем списке любимых художественных произведений. При этом мне не нравится Миядзаки. Бросайтесь помидорами.

После такой вводной я хочу поговорить о последней работе Синкая не в позитивном ключе. К концу статьи пойдут большие спойлеры! Предполагается, что вы уже посмотрели фильм.

Давайте сразу скажу про внешний вид, чтобы потом про него не вспоминать лишний раз. Слишком очевидно. Безупречная графика. Наконец хорошо нарисованные персонажи. Хотя жаль, что их стиль специально приближен к грандам Миядзаки и Хосоде. Раньше были самобытные лица. Ну и задники, пейзажи, природа, города — самые качественные в мире. Вот вам 6 скриншотов визуального наслаждения.

Комплименты приберегу на конец статьи. Пройдемся по сюжету, чтобы понять, почему мне НЕ понравился последний фильм «художника над облаками».

У Синкая получилось то, что обычно характеризуют как «летний блокбастер». Глупый, притянутый сборник всего хорошего, но избитого, выглядящий безупречно. Коммерческий продукт.

Очень бросался в глаза набор шаблонов. Как анимешных, так и лично синкаевских. Обрезать волосы, пострадать о жизни в глухой деревне, пройти мимо друг друга в большом городе, посмотреть на необычное небесное явление. Легкие мишени. Достаточно вкинуть в историю проверенные ходы — и они сработают. Тут их масса, они словно узелки между красивыми фонами.

Повторение тех же художественных приемов из старых работ вроде солнечных бликов на фоне несущейся вперед девочки. Та же тема любви на расстоянии, забывания и расставания. Но высказанные когда-то тезисы просто повторяются без развития мысли. Наоборот, это шаг назад по сравнению с «Пятью сантиметрами».

Шутки повторяются, линии второстепенных персонажей смазаны. История выросла вширь, а время на статичные кадры и бытовые эпизоды автор уделяет столько же. В результате рассказ страдает от схематичности, и эмоциональные моменты не несут достаточной смысловой нагрузки.

У «Сада изящных слов» был плохой сценарий, у «Ловцов забытых голосов» был сырой подход, у «Голоса далекой звезды» не было бюджета. Здесь основные претензии у меня к постановке. Хотя, казалось бы, где не должно быть промахов.

Ничего предварительно не объясняя, история начинается с того, что мальчик и девочка периодически меняются телами. Их обычную жизнь в своем теле не показывают, а знакомят с ней глазами другого ошарашенного героя.

Очередность сцен подобрана удачно. Зритель постепенно понимает, что происходит, и сближается с персонажами, задавая с ними те же вопросы. Можно даже подумать, что такие удачные решения сопровождают весь хронометраж, но это обманчиво хорошая завязка.

Старшеклассник Тачибана Таки живет в Токио, увлекается рисованием и архитектурой, по вечерам подрабатывает в престижном итальянском ресторане. Миямидзу Мицуха того же возраста. Исполняет ритуальные танцы в храме у бабушки, терпит отчужденность отца-мэра, страдает от снедающей скуки. Оба мечтают выбраться из своего окружения: глухомани и выматывающего мегаполиса.

Противоположность желаний, исполняющихся со сменой тела, плохо показана. Зато есть много забавных ситуаций, связанных с работой и друзьями. Мицуха получает славу пацанки, а Таки удается завязать отношения с коллегой по ресторану Окудэрой.

Природу мистических переселений не объясняют. Может, это сны? Но нет же! Фильм вообще страдает от недосказанности. Прямые ответы утопают в сюжетном супчике.

Когда впервые появился призрак романтики, помните, девочка заплакала при осознании, что мальчик сейчас на организованном ей свидании, это пришло из ниоткуда.

Простите, это ключевой момент фильма, и он провален. Взаимодействие через текстовые сообщения показано очень кратко, обобщенно. Подробно показана адаптация к трудностям жизни в другом теле — остальное же убрано на далекий фон. И тут вдруг Таки на свидании говорят, что по нему видно — он любит другую!

Куда делось понимание влюбленности из ранних работ Синкая? Здесь просто по сюжету прописано — значит, примите, они уже влюбились.

Это произошло на 40-ой минуте, когда, опять же, ничего, кроме адаптации к трудностям, между героями не было. Ни намека на привязанность, дружбу, симпатию — ничего!

Все, что происходит далее, не имеет нужного эмоционального эффекта. Они бы поучились у кинофильма «Дом у озера», как развить химию между двумя незнакомыми людьми, общающимися записками.

Где-то на тех же минутах ближе к середине они перестают меняться телами. Почему? Опять ни слова объяснений. В отличие от хороших произведений, где, знаете, у сюжетных поворотов есть причина.

Вот путешествие главного героя и увязавшихся за ним друзей было забавным. Хотя ехать с ним не было ни малейшей причины. Они пытались найти город по рисунку Таки. Что, простите? Он не знает, где живет человек, в теле которого провел несколько дней? Да первый вопрос, который бы задал каждый: где я?

В общем, переломное откровение в том, что три года назад город Итомори вместе с Мицухой подчистую снес упавший осколок кометы. К переселению добавились путешествия во времени. Мицуха погибла, а события, которые видел ее глазами Таки, происходили три года назад перед катастрофой.

Значит, можно ее спасти! И таки да, фильм двигается в правильном направлении — предотвращении гибели людей человеком из будущего. Хоть переселения прекратились, в предметеоритный Итомори удалось попасть потому, что герой пришел в мистическое место и выпил саке, приготовленное жрицей храма… Не спрашивайте. Может, все происходящее далее — его пьяный бред.

Спасение города было интересным. Если опустить реакции некоторых людей, которые не давали проникнуться происходящим. Почему друзья поверили в падение метеорита, если Мицуха не рассказала им о переселении в другое тело? Почему спасительница удивилась отказу отца, если… не рассказала ему о переселении в другое тело?

Почему она, дура (дурак), не объясняет ничего сестре, ребятам, а только кричит: «Бегите!» И сама сваливает… То, что она поехала к тому сокровенному месту, конечно, не помешало, но тогда выглядело, будто девочка тупит, а потом дает деру.

Эпизод со спасением должен был стать динамичным, но превратился в какой-то сумбур с выяснением душевных терзаний. Опять же, плохая постановка. Зато свою роль сыграло то, что школьные друзья увлекались радио, а героиня — дочь мэра.

Далее нас бросают во времени, показывая последний поворот сюжета. Мицуха ездила в Токио и случайно (!) встретила в вагоне свое мальчишечье альтер эго. Но как этим проникнуться, если нас только что выдрали из подсюжета со спасением города?! То есть город через пару часов взорвется, но это и на толику не так важно, как девочка, едущая на велосипеде к мальчику.

Зачем-то едущая — автор не объясняет, зачем! Не говорит со зрителем. Просто дает сцену, которая выстроена так, что должна трогать, и на этом остается доволен результатом. Даже сцена, где она дарит ему в прошлом шнурок — фальшивая. Ее движение, кинуть ему свою «красную нить судьбы», было излишне резким и взятым с потолка.

Велосипедный спринт ведет к месту, «где время течет по-другому». Первый и последний раз у Таки и Мицухи происходит диалог, который тратится на шуточки. Без панцушота во время как бы волнительного момента с бегом нельзя было обойтись? Придирка, но у фильма очень много проблем в мелочах.

Кстати, как героиня так быстро вникла в план по спасению города, вернувшись в свое тело? Я задаю так много вопросов, потому что прямых ответов нет. Фильм рассчитан на очень непритязательную аудиторию.

Таки вдруг начинает забывать имя «любимой» и зачем он пришел на место бывшего города. Почему забывать? «Больше драмы!» — кричал Синкай, отбрасывая в сторону исписанный нормальным сюжетом листок.

Непонятно также, почему героиня так боролась за эвакуацию, учитывая, что она лишь видела пару минут кратер вместо города. И то, думала в это время о мальчике. Учитывая, что она начала забывать мальчика, увиденное могло показаться сном. Вот в этот раз точно. И даже этот кратер не давал четкого понимания происходящего — мальчик-то ничего важного не сказал за время воссоединения.

И вот кульминационный момент настал. Эвакуировать людей не удалось. Судя по небу, до падения небесного тела осталось меньше часа. Мицуха со своими подельниками Кацухико и Саякой подорвали электростанцию и объявили по радиовышке о сборе горожан у школы. Не прокатило.

Мэр делает все возможное, чтобы успокоить людей после выключения электроэнергии, когда к нему с серьезным лицом заходит дочь. Нет ни малейшей возможности, что он поверит ей, объявит эвакуацию без причины. Уже ведь отказал, а тут она еще и преступница. Что произойдет?

Ничего не произойдет! Автор сценария болт клал на свой сюжет, не придумал развязку и просто вырезал ее! Если вы не смотрели фильм, в это сложно поверить. На моменте, когда все плохо, сцена обрывается, и только из новостей в будущем мы узнаем, что большинство жителей спаслось по неизвестным причинам.

Главная проблема фильма — я ни секунды не верил в отношения главных героев. Если бы они развивались на фоне глобального сюжета, состоящего из выяснения природы мистических явлений, падающего метеорита, линий второстепенных героев — было бы отлично. Но сюжету наплевать на все эти интересности. Они схематично показаны на фоне. Какие там сотни жизней, висящих на волоске, когда можно стоять и шутить про выпитое мальчиком саке из слюны девочки?

Самопародия Синкая свелась к полному повторению концовки «Пяти сантиметров в секунду». Только без поезда. Но там детей разделило время и обстоятельства, а тут «ну просто они забыли, потому что мистика». Завершилась сцена примерно так же — разошлись, едва обернувшись.

Но это у нас не шедевр 2005 года, так что спустя 5 минут экранного времени герои увидели друг друга, находясь в разных вагонах, и помчались искать после высадки. Случайно. В Токио. Когда нам дали понять, что они все забыли.

Ни намека на логическое обоснование. Happy End.

«Твое имя» — очень средний фильм, страдающий от дырявого сценария и неправильно расставленных акцентов. Нисколько не хочу назвать его плохим. От плавных сцен повседневности получаешь наслаждение; от яркости, доброты и неспешного темпа становится теплее на душе.

Здесь действительно выдающаяся графика. Я точно запомню кадры падения метеорита, солнечного Токио, традиционных и западных интерьеров.

Но что я запомнил про историю: шутку про лапанье себя по утрам, повторенную четырежды, строчки про шнурки, сплетающиеся, аки само время, потому что ей достали, и глупости во время спасения города.

Тут действия, эмоции и события просто происходят. Потому что автор хотел показать красивые сцены, а не строить складный сюжет. В результате сами по себе хорошие сцены получились натянутыми и театральными.

Я надеюсь, вам понравилось «Твое имя». Вряд ли моя критика выражает популярное мнение, а у фильма есть посыл. Хочется лишь верить, что успех подстегнет Синкая делать что-то более качественное, а не останавливаться на устоявшемся формате.

Читайте также...

Оставить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Войти с помощью: