Детский сериал про полуголую эгоистку Надю

Я нашел Надю после очередного просмотра Gunbuster 2. Что там осталось у Gainax адекватного? Все указывало на идеальный вариант и абсолютно незнакомый — Fushigi no Umi no Nadia.

Сериал очень старый, 1990 года выпуска. Его можно отнести, скорее, к эпохе 80-х. Золотая эра и авторский состав богов. К счастью, сейчас он доступен в восстановленном качестве, с яркими цветами и в высоком разрешении.

Это вторая работа Хидэаки Анно в качестве режиссера, после которой он приступит к Евангелиону. Сценарий написал, кто бы мог подумать, Хаяо Миядзаки. Очень странный дуэт, который необычно сработался. Анно почти сдержался от фаталистских идей и фансервиса, смог-таки выдать детское произведение, а Миядзаки, оказывается, тогда умел писать связные истории, а не фольклорные зарисовки.

Шарм аниме 90-х льется из экрана бурным потоком. Великолепная игра сэйю и анимация. Зная по Shirobako, как работали в то время анимационные студии, рисовали вручную и подставляли слои, влегкую прощаешь недорисованные фрагменты сцен. А такие бывают.

В основу сюжета легла книга «Двадцать тысяч лье под водой». Но это только основа. Следуя заветам сценариста и режиссера, у нас тут будет и принцесса, и скрытая подоплека происходящего, и увеличение масштабов до космического размера.

Изобретатель Жан приезжает в Париж, чтобы испытать свой летательный аппарат на конкурсе. Идет 1889 год, каждый день приносит удивительные изобретения. Вместе с циркачкой Надей он сбегает из города от трех злодеев, желающих отнять у девочки драгоценный кулон «Голубую Воду».

И бывшие злодеи, и Жан с Надей в компании львенка Кинга и малышки Мари прибиваются к команде подводной субмарины «Наутилус», чтобы укрыться от «Нео-Атлантиса». Капитан Немо с соратниками ценой своих жизней борются против этого тайного общества, используя удивительные технологии Наутилуса и наследие древнего королевства, сокрытого во льдах Антарктиды.

Главная героиня Надя — свет этого сериала. Она центр внимания в каждом кадре. Есть некая магия в сочетании деталей ее дизайна, которые в ином случае показались бы вульгарными. Превосходная работа дизайнеров. Фансервис с ней на месте. Такой прямолинейный, что можно линейку прикладывать.

Здесь есть то, за что я очень люблю аниме, особенно старое. Герои буквально осязаемые. Чтобы понять мельчайшие их эмоции, следует прислушаться к тембру голоса, обратить внимание на кинутый взгляд или паузу в движении. Эти эмоции не проговариваются, не выпячиваются, но из них состоит персонаж.

Прошу вас понять самое главное: Nadia: The Secret of Blue Water — детский сериал. Такая тут структура и манера общения со зрителем. С этим пониманием все становится на свои места и ценность данного произведения значительно возрастает.

С одной стороны, перед нами дети, которые отправляются в приключение по всей планете, сталкиваются с опасностями, проводят черту между собой и вздорными «взрослыми». Как обычно.

Но это один из сериалов, которые хотелось бы показать детям. Один из сериалов, который уважает ребенка, относится к нему серьезнее, чем большинство старших фильмов к своим зрителям. Сохраняя легкость, веселье и задор.

Когда герои сталкиваются с реальными врагами, это уже не каламбурные бандиты, а культисты-нацисты с оружием массового поражения. Как же нам представят местное зло? Жану и Наде приходится рыть могилы для родителей уцелевшей от геноцида девочки! А в конце сериала окажется, что «Нео-Атлантис» чуть ли не имел на это право! Над мотивацией вообще работают очень бережно, оправдывая даже невозможные действия.

Да тут две главные героини совершают попытку самоубийства в какой-то момент! Попробуй объяснить детям причины таких поступков. А сериал это делает. Он берется за построение эмоциональных линий, которые могут привести и вывести из подобного состояния, оборачивая рассказ в возможную для детского восприятия форму.

Вот пример. В один день я смотрел современный триллер Инуяшики. Про маньяка со сверхспособностями. Там как бы погиб персонаж. Сцена с реакцией героя на это не хотела заканчиваться. Из нас хотят выдавить переживания, добиться отклика? Хорошо, пусть так.

Режиссер держал напряжение неприлично долго, фокусируясь на эмоциях. В итоге оказалось, что «ой, а персонаж стал дышать». Глупость какая. Это надо было показать сразу. Итог обесценил всю длинную сцену.

Далее я включил серию Нади, и там такая же ситуация! Надя — пацифистка, перед ее глазами ее же друзья убивают человека. Девочка кричит, потом смотрит на обездвиженное тело. Камера медленно облетает всех присутствующих.

Режиссер держит напряжение, как будто ждет чего-то. Но человек не встает. Он мертв. А у Нади на лице ужас от того, что смерть не вызывает у ее друзей панику или грусть — они желали этого, в их глазах нет сожаления, даже злость. Когда зритель понимает это, сцена заканчивается. Вот это — детский сериал.

Никаких роялей в кустах не стоит. Если герои оказались в окружении врагов, выбраться им поможет смекалка и расчет, а не вернувшийся друг третьего плана. Все персонажи, даже злодеи, деятельные, постоянно что-то изобретают, шутят, рассуждают.

Неожиданно остро поднимается тема вегетарианства. Наверное, для кого-то из авторов было актуально. Темнокожая атлантка поднимает много вопросов. Прежде всего, как с такой особой уживаться?

В Наде присутствует частица Аски. Но даже часть Аски делает человека невыносимо тяжелым для общения. Обычно главные героини совершенно другие. Вспыльчивая, своевольная, эгоцентричная, с резкими перепадами настроения. К ней можно даже испытывать неприязнь, но это же делает ее самым объемным персонажем.

Это 90-й год, время зарождения шаблонов. Они тут такие искренние, что не раздражают ничуть. Мрачный капитан Наутилуса, темное прошлое принцессы-непринцессы, у которой остался только камень из детства, который ключ к каким-то древним технологиям. Прямо по учебнику.

Если вы любите другие работы Gainax, то узнаете, откуда пошли многие визуальные и сюжетные приемы. Здесь есть «Камина» на роботе, пронзающий буром (небеса) стену, «Мисато», отдающая приказы на мостике космического корабля.

Юмор по большей части отличный, над ним подумали, не влепили какие-то гэги. Даже буффонада смешная. Маленькая Мари ведет себя как ребенок и, что важно, при этом не раздражает.

Технологическая повернутость сначала умиляет. Эра изобретений, первые попытки взлететь. Потом все сводится на нет. Гениальные Жан и Хадсон способны построить цивилизацию за пару дней на необитаемом острове, а любые летающие лифты и голограммы объясняются «древними атлантами».

По-хорошему сериал должен был быть на 10 серий короче. Арка с островом — классическая для Анно наркомания с периодически адским недостатком бюджета.

Неровный сериал, который можно рекомендовать к просмотру. Но осторожно. Современным детям он будет непонятен и стар, взрослым подойдет, только если они любители старой анимации.

Десяток трехминутных OVA и полнометражный фильм 1991 года представляют меньше интереса. К тому же их не переиздавали в хорошем качестве.

Читайте также...

Оставить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Войти с помощью: