«Укрась зимний вечер депрессивной драмой»

Посмотрел полнометражное аниме «Sayonara no Asa ni Yakusoku no Hana wo Kazarou» или «Укрась прощальное утро цветами обещания», которое считается лучшим в прошедшем году. Можно сказать «и врагу не пожелаешь», но здесь пара оговорок насчет смысла такой «рекомендации».

В неком полуфэнтезийном королевстве есть отдельная страна светловолосых долгожителей, меланхолично коротающих столетия за изготовлением тканей. Главная героиня, еще маленькая, скромная даже для спокойного народа, сбегает из пылающего города, опустошаемого вторгшейся армией.

С этого момента у сценариста был выбор. Куда же повернуть масштабное полотно повествования: в сторону войны, путешествия, ужасов выживания? Нет, Макина находит ребенка в ограбленной бандитами повозке. Это аниме — про любовь детей и родителей.

Проблемный сценарий разваливается во второй половине, и упрямая режиссура не желает исправлять эти огрехи, продолжая гнуть ту же драматическую линию. Выбор узкой темы, вроде материнства, и сосредоточение только на ней, при этом обозначив на фоне еще три сюжетных конфликта, сложный сеттинг и войну, требует невероятного режиссерского таланта, соблюдения баланса и лаконичной недосказанности событий на фоне.

Здесь же идут неясности и вопросы, начиная с сеттинга. Почему у города супер людей не было никакой охраны, как их раньше не перебили? Почему вдруг появились ружья в средневековых декорациях? Почему вырезаны важные для восприятия сцены, как захват в плен Макины?

Сценарист создал сложный мир, подал его слишком серьезно и разворошил по ходу много нераскрытых проблем. Не надо так. Взятая тема достаточно проста, а все остальное — карточные декорации. Сюжет постоянно достает из кармана новых рождающихся детей и поливает себя слезами их мам.

Макина даже не главная героиня происходящих вокруг нее событий. Это если бы во Властелине колец на 2 страницы о Войне Кольца и жизни народов Средиземья было 10 о том, как бессмертной маме Арагорна тяжело растить обычного человека. А потом еще о жене Сэма.

Расхлябанные канаты повествования провисают в середине. В этот момент я «поднял голову» и начал злиться на подход авторов. Глобальной истории просто нет, а суть преподносится навязчивее, чем индусы предлагают бусы.

В итоге весь сыр-бор из-за того, что королевская семья захотела эксклюзивных условных «эльфиек» себе в род. Фильм даже не знает, хочет он быть мрачным и жестоким, моральным наставлением или масштабным фэнтези.

В начале — реализм и варварство, а убийства показывать стесняются. Зрителя истязают взрослыми темами, а рассказать о геноциде и издевательствах над захваченными «эльфийками» бояться. Да, это бы сместило акценты; видно, как пытаются спрятать то, что по факту присутствует и крайне важно, но не имеет отношения к взятой за движущую силу теме.

Зато есть четкая цель — воздействие на зрителя. Сто минут без продыху идет напряжение, драма, убийства, страх перед временем, перед смертью, плач людей, с трудом помнящих, что такое нормально вести разговор от накопившегося груза за спиной.

Сцен отдыха просто нет во второй половине — из одной драмы в другую окунают вниз головой.

В фильме много красивых цитат. Есть несколько впечатляюще построенных сцен. И сильный эмоциональный эффект, хоть навязанный бестолковым напором.

После фильма мне реально было плохо. Смотреть его не тяжело, но он так давит на зрителя, что такой подход, как использую я при игре или просмотре неких произведений — позволяю режиссеру захватить внимание и делать с ходом своих мыслей что он пожелает — может больно аукнуться после финальных аккордов.

Эта заметка написана сразу после просмотра немного не в моем стиле. Так что, как видите, эффект кратковременного вдохновения у фильма также есть. Вы можете не понять из статьи, как я отношусь к «Прощальному утру». Да я и сам не понял.

Читайте также...

Оставить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Войти с помощью: